Скандальная история европейского уровня: контрафакт с Украины внес разлад между компаниями EPAL и UIC

2 Мая 2017

Две самые масштабные ассоциации международного уровня, которые занимаются сертификацией европоддонов, предназначенных для транспортировки грузов, EPAL (Европейская ассоциация производителей европоддонов) и UIC (Международный союз железных дорог) с 1 мая 2017 года прекращают сотрудничество. В чем причина?

Photogenica-PHX112376468

Со стороны Украины возросло количество контрафакта, который изготавливают под маркировкой UIC. Итоговый аудит, проведенный в марте этого года в Киеве ассоциацией EPAL, показал, что существует на сегодняшний день 2 производителя. Они выпускают продукцию с маркировкой UIC, но без соответствующей сертификации. EPAL в своем заявлении отметил, что, скорее всего, UIC и Rail Cargo Austria AG (RCA) ничего не предприняли для предотвращения, являясь владельцами торговых марок "UIC" и "EUR in Oval" и выступая гарантами качества продукции.

На самом деле начатки конфликта тянутся давно. Для этого годом раньше EPAL посещал Украину с целью предупредить об этом производителей. Еще тогда к их предупреждению никто не прислушался. Чего ожидать в дальнейшем?

 

Что представляют собой европоддоны

 

Это продукция из дерева в качества тары, применяемая во всем мире для транспортировки грузов. В середине 20 века их привели к единому стандарту, чтобы упростить и автоматизировать погрузочно-разгрузочные работы, размещение продукции в железнодорожных вагонах и грузоперевозочных машинах.

Ассоциация EPAL образовалась в 1991 году и взяла на себя обязанность контролировать качество поддонов. Ведь их производством и выпуском в мире занимается более 1500 структур в 30 государствах. Только в Украине функционирует порядка 14 производств, имеющих доступ к сертификации поддонов. Также у них есть 15 сертифицированных трейдеров и 3 ремонтника с сертификатами.

Данная отрасль по факту представляет собой пункт обмена поддонами между отраслями в открытым виде. Это готовый базис поддонов, прошедших контроль качества в рамках установленных стандартов, которые выпускают только предприятия с лицензиями. В приоритете только четкое соответствие габаритности и нагрузке поддонов. Каждый поддон маркируется по стандарту.

Для пунктов отправки грузов большим преимуществом является многократное использование поддонов в рамках тех же требований стандартов. Таким образом, можно осуществлять обмен поддонов между компаниями-партнерами на аналоги. Производится более упрощенная и ускоренная процедура погрузки/выгрузки.

Всего в обороте мирового рынка пребывает примерно 500 млн. поддонов, которые имеют сертификацию и маркировку EPAL. Это примерно 70% всего рынка поддонов, как отмечает юрист Любомир Дроздовский, представляющий интересы EPAL в Украине, и около 15% сертифицирует UIC.

До определенного момента две компании благополучно взаимодействовали, формируя общий пункт обмена поддонами. Но железнодорожные пути оказались отличной нишей для перевозки контрафакта, где осуществляется слабый контроль. А к чему приведет использование контрафактного поддона? Груз может не доехать до пункта назначения в надлежащем виде. И Украина, к сожалению, по количеству фальсификата обошла Россию и Беларусь. Именно поэтому отношения ассоциаций будут разорваны публично.

Сегодня серьезной проблемой является доставка продукции из Украины в страны Евросоюза на поддонах, которые не соответствуют нормам EPAL. Это чревато возвращением грузов обратно. Большее число получателей грузов из ЕС требуют, чтобы европаллеты имели сертификат EPAL. Об этом рассказал Евгений Червоненко, который возглавляет транспортную компанию "Орлан транс".

EPAL в последнее время стал больше контролировать прохождение европоддонов. Потому отправители грузов и таможенные службы, усилив контроль, стали чаще отказываться от погрузки товара и его транспортировки через границу, подчеркнул Дроздовский.

Также эксперты отмечают инертность государственных железнодорожных компаний, входящих в Союз, что повлияло на малоэффективное противостояние прохождению фальсификата.

 

Дроздовский процитировал, что Украина выпускает каждый год примерно 3 млн. поддонов, которые сертифицирует EPAL. Местные производители применяют для изготовления паллет в основном дешевое дерево хвойных пород. В итоге рынок Украины имеет оценку в 20-25 млн. евро, исходя из цены где-то 8 евро за один поддон. Но здесь стоит делать акцент на то, что страдают от фальсификата отправители грузов и транспортировщики, а не изготовители поддонов.

Эту острую тему поднимал в 2016 году Мартин Лайбрандт, гендиректор EPAL. Он подчеркнул, что логистические структуры, а также дистрибьюторы, которые реализуют товары конечному потребителю, очень рискуют в процессе транспортировки грузов и хранения, когда используются поддоны, изготовленные кустарным способом. Поддоны, которые получают сертификат, делают по специальной технологии, сводящей к минимуму их поломку в процессе перевозки товаров, погрузочно-разгрузочных работ. В свою очередь, контрафакт чаще всего делают, нарушая те важные требования к эксплуатации материала, конструкциям и креплениям. О надежности и безопасности здесь не может быть и речи. В то же время изготовители фальсификата активно используют торговую марку EPAL для маскировки своей продукции.

 

Одной из причин в этом скандале может быть и то, что изготовителям европаллет необходимо в обязательном порядке оплачивать роялти EPAL за каждый сертифицированный европоддон. А потому большее число контрафакта уменьшает отчисления ассоциации. Дроздовский не согласился с таким мнением, отмечая заботливое отношение к грузоперевозкам. Лайбрандт уточнил, что примерно 0,08 евро с каждый изготовленный поддон отчисляется ассоциации, а это примерно 1% от цены на паллет.

Уже сегодня имеют место случаи, когда возвращают украинские машины с продукцией. И эта ситуация будет только усложняться, если грузоперевозчики не начнут уже сейчас детально изучать маркировку каждого европоддонов, которые им приходят с заводов-отправителей грузов.

Перейти к списку новостей

+7 (800) 200 43 24
Заказать звонок